Вовлечение семьи в образовательный процесс
С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми раннего возраста, имею возможность наблюдать, как ребенок адаптируется в детском саду, меняются его активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на развитие каждого ребёнка.
В равной степени ведется и работа с родителями, так как родители еще не совсем готовы отдать ребенка в детский сад. Отсюда недоверие к воспитателям, что влияет на эмоциональное благополучие детей. Негативное отношение к ДОУ подогревают и средства массовой информации.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Следовательно, задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Поэтому во время адаптации ведется двойная работа с детьми и с родителями для полноценного развития ребенка и эмоционального благополучия. И для того чтобы познакомить родителей с деятельностью воспитателей и детей в ДОУ мы используем в работе с ними ИКТ. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Актуальность: в настоящее время в нашей стране реализуется стратегия информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.
Решение проблемы
· Использовать ИКТ в образовательном процессе
· Информационная открытость ДОУ
· Сплотить коллектив родителей ,детей и педагогов
Задачи проекта:
· Создать базу данных для связи с родителями, используя социальные сети (организовав группы) и сайт ДОУ, а так же сайт воспитателей.
· Разработать план работы с родителями воспитанников группы с цель активного вовлечения в образовательный процесс группы.
· Создать электронную базу игр, литературных произведений, наглядного материала и других средств, для преодоления стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группы.
Уточним, что в данном проекте указаны основные мероприятия с использованием информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.
На каждом этапе работа по проекту велась в трех направлениях
С детьми, родителями и педагогами.
Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно -образовательном пространстве ДОУ.
Это позволяет
· предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника-игре.
· ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
· привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
· расширять творческие возможности самого педагога
Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:
- минимизация времени доступа к информации;
- возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
- рост объема информации;
- обеспечивает диалог педагогов и родителей (электронная почта, форум);
- оперативное получение информации;
- использование ИКТ при проведении родительских собраний.
Со специалистами – педагогом психологом (психологическая поддержка), логопедом (консультации по развитию речи), муз. руководителем (подборка музыкального материала для психологического комфорта)
Благодаря посещению и участию в различных сайтах можно обмениваться опытом, знакомится с периодикой, наработками педагогов России и зарубежья.
На первом этапе проекта
Ведется работа с педагогами:
- значение в организации непрерывного образовательного процесса имеет взаимодействие узких специалистов и воспитателей группы.
- взаимодействую с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальными руководителями. Разрабатывается единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы, что обеспечивает
правильное планирование, необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Совместно с психологом ведется работа по адаптации воспитанников, для этого были разработаны соответствующий пакет документов.
Для родителей:
- папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад», где подобраны ответы на вопросы: как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям; даны практические рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
- информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой.
Совместно с музыкальным руководителем продумывается сценарии, готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
А так же
· Создание электронной базы игр и наглядного пособия
· Велась подготовка к приему детей в ДОУ
· Подготовка материалов для работы с родителями.
· Подборка консультаций для родителей
· Использование интернет ресурсов для связи с родителями.
· Интерес для воспитателей представляют:
· Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф
· Электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – http://dob.1september.ru.,
· «Федеральный институт развития образования» http://www.firo.ru
· Социально-профессиональная сеть «Образовательная инициатива» http://eduidea.ru
· Сайт детского садика «Чебурашка» http://dscheburashka.narod.ru
Разработан цифровой образовательный ресурс «Художественное творчество» (гиперссылка), включает в себя комплекс или объем информации для использования в непосредственной деятельности дошкольников разной возрастной группы.
Конкретней:
1. Фотографии и изображения предметов народных промыслов и быта:
2. Рекомендуемые программой «Детство» репродукции картин по жанрам: натюрморт, пейзаж, портрет, книжная графика
3. Биография художников;
4.Классические музыкальные произведения;
5. Игры и упражнения, в электронном виде, направленные на развитие творческих и эстетических способностей.
С родителями
Проведение родительского собрания на тему «Будем знакомы» с использованием ИКТ.
Родителям предоставлялась информация об образовательном учреждении и группе, в которую попал их малыш, раздавались буклеты с информацией.
С детьми:
Посредством диска с записью презентации с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". В начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша, групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью
Для адаптации детей в нашей группе организована предметно – развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС.
К сожалению у нас в группе нет телевизора. Приходится приносить в группу общественный телевизор или водить детей в методический кабинет, где можно позаниматься. Для индивидуальных занятий мы используем ноутбук.
Остановимся подробней на адаптации.
Что такое адаптация?
Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.
Адаптация как процесс с позиции ребёнка.
Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Для благополучной адаптации необходимы определенные условия.
На втором этапе
С педагогами
· Диагностика и консультации логопеда и психолога.
· Совместно с музыкальным руководителем проведение праздничных мероприятий.
· Подготовка видео и фотоматериала, для НОД и для работы с родителями
· Участие в конкурсе Региональный этап ХV Всероссийского детского экологического форума Зеленая планета в номинациях (с использованием ИКТ): «Эко-объектив» (кинорепортаж) и «Природа. Культура. Экология» (видеозапись выступления детей) (гиперссылка)
Работа с родителями
· «Круглый стол»: «Жизнь и приключения в детском саду» и «День книги»
· НОД с участием родителей (с использованием ИКТ)
· Проекты с участием родителей
Образовательный процесс
- с детьми)
· Проведение НОД с использованием ИКТ
· Индивидуальные занятия (физ. минутки, гимнастики и т.д.)
· Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.
На итоговом этапе
Совместно с родителями были созданы портфолио на каждого ребенка и портфолио группы. В портфолио ребенка записаны все его достижения и успехи, вклеены фотографии и рисунки на данное время. Папка с портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду.
Для обратной связи с родителями проводится работа на сайте группы (MAAAM.ru) и Одноклассниках, где выкладываются фотографии и видео детей в детском саду, публикуются материалы консультаций для родителей по отдельным вопросам, у родителей есть возможность задать вопрос и получить ответ на данном сайте.
Проведено традиционное родительское собрание (родительский вечер) «А у нас в садике» проводился с использованием ИКТ. На собрании подвелись итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год с использованием фоторепортажа и просмотра видеоматериала, определяются перспективы на будущее.
Подводя итоги проекта, хотелось бы напомнить, что:
Детский сад – это милые, добрые умные, веселые, шумные, замечательные дети.
Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, ради того. Чтобы они росли и развивались.
Детский сад – это сотрудники.
Самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, любящие детей.
Детский сад – это родители.
Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.
Детский сад – это семья.
Таким образом.
Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.
Проект прошел апробацию - использовался воспитателями ДОУ и родителями наших воспитанников для домашнего ознакомления с деятельностью дошкольного учреждения, зарекомендовав себя как проект готовый к работе на любой площадке.
Материалы данной разработки могут быть использованы как для проведения НОД (непрерывная образовательная деятельность) в группе, так и в работе с родителями дома. Также возможно использование материалов разработки в качестве консультативного пособия в работе родителями и педагогами. Материал адресован педагогам, воспитателям и родителям.
Детский сад – это уникальная система, которая обеспечивает уход, присмотр, питание, воспитание и оздоровление. Ни одна система не выполняет столько функций одновременно.