Сайт воспитателя Полянской Светланы Александровны  

Вторник, 07.05.2024, 14:04
Приветствую Вас, Гость

Вовлечение семьи в образовательный процесс

С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми раннего возраста, имею возможность наблюдать, как ребенок адаптируется в детском саду, меняются его активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на развитие каждого ребёнка.

В равной степени ведется и работа с родителями, так как родители еще не совсем готовы отдать ребенка в детский сад. Отсюда недоверие к воспитателям, что влияет на эмоциональное благополучие детей. Негативное отношение к ДОУ подогревают и средства массовой информации.

Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Следовательно, задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.

Поэтому во время адаптации ведется двойная работа с детьми и с родителями для полноценного развития ребенка и эмоционального благополучия. И для того чтобы познакомить родителей с деятельностью воспитателей и детей в ДОУ мы используем в работе с ними ИКТ. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Актуальность: в настоящее время в нашей стране реализуется стратегия информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Решение проблемы

· Использовать ИКТ в образовательном процессе

· Информационная открытость ДОУ

· Сплотить коллектив родителей ,детей и педагогов

Задачи проекта:

· Создать базу данных для связи с родителями, используя социальные сети (организовав группы) и сайт ДОУ, а так же сайт воспитателей.

· Разработать план работы с родителями воспитанников группы с цель активного вовлечения в образовательный процесс группы.

· Создать электронную базу игр, литературных произведений, наглядного материала и других средств, для преодоления стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группы.

Уточним, что в данном проекте указаны основные мероприятия с использованием информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации.

На каждом этапе работа по проекту велась в трех направлениях

С детьми, родителями и педагогами.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно -образовательном пространстве ДОУ.

Это позволяет

· предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника-игре.

· ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

· привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

· расширять творческие возможности самого педагога

Особое место при использовании ИКТ занимает работа с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • обеспечение индивидуального подхода к родителям;
  • оптимальное сочетание индивидуальной работы с групповой;
  • рост объема информации;
  • обеспечивает диалог педагогов и родителей (электронная почта, форум);
  • оперативное получение информации;
  • использование ИКТ при проведении родительских собраний.

Со специалистами – педагогом психологом (психологическая поддержка), логопедом (консультации по развитию речи), муз. руководителем (подборка музыкального материала для психологического комфорта)

Благодаря посещению и участию в различных сайтах можно обмениваться опытом, знакомится с периодикой, наработками педагогов России и зарубежья.

На первом этапе проекта

Ведется работа с педагогами:

  • значение в организации непрерывного образовательного процесса имеет взаимодействие узких специалистов и воспитателей группы.
  • взаимодействую с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальными руководителями. Разрабатывается единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы, что обеспечивает
    правильное планирование, необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Совместно с психологом ведется работа по адаптации воспитанников, для этого были разработаны соответствующий пакет документов.

Для родителей:

- папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад», где подобраны ответы на вопросы: как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям; даны практические рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;

- информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой.

Совместно с музыкальным руководителем продумывается сценарии, готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

А так же

· Создание электронной базы игр и наглядного пособия

· Велась подготовка к приему детей в ДОУ

· Подготовка материалов для работы с родителями.

· Подборка консультаций для родителей

· Использование интернет ресурсов для связи с родителями.

· Интерес для воспитателей представляют:

· Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф

· Электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – http://dob.1september.ru.,

· «Федеральный институт развития образования» http://www.firo.ru

· Социально-профессиональная сеть «Образовательная инициатива» http://eduidea.ru

· Сайт детского садика «Чебурашка» http://dscheburashka.narod.ru

Разработан цифровой образовательный ресурс «Художественное творчество» (гиперссылка), включает в себя комплекс или объем информации для использования в непосредственной деятельности дошкольников разной возрастной группы.

Конкретней:

1. Фотографии и изображения предметов народных промыслов и быта:

2. Рекомендуемые программой «Детство» репродукции картин по жанрам: натюрморт, пейзаж, портрет, книжная графика

3. Биография художников;

4.Классические музыкальные произведения;

5. Игры и упражнения, в электронном виде, направленные на развитие творческих и эсте­тических способностей.

С родителями

Проведение родительского собрания на тему «Будем знакомы» с использованием ИКТ.

Родителям предоставлялась информация об образовательном учреждении и группе, в которую попал их малыш, раздавались буклеты с информацией.

С детьми:

Посредством диска с записью презентации с фотографиями из жизни детского сада "Мы ждем тебя". В начале альбома родителей и детей "встречает" сказочный герой. Он проводит экскурсию по страницам альбома. Этот сказочный герой знакомит детей с раздевалкой и шкафчиком, ждущим малыша, групповым помещением и игрушками, которые с нетерпением ожидают встречи с ним; знакомит с детьми, уже посещающими детский сад, с их интересной и разнообразной жизнью

Для адаптации детей в нашей группе организована предметно – развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС.

К сожалению у нас в группе нет телевизора. Приходится приносить в группу общественный телевизор или водить детей в методический кабинет, где можно позаниматься. Для индивидуальных занятий мы используем ноутбук.

Остановимся подробней на адаптации.

Что такое адаптация?

Это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном и конечно на психологическом.

Адаптация как процесс с позиции ребёнка.

Приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Для благополучной адаптации необходимы определенные условия.

На втором этапе

С педагогами

· Диагностика и консультации логопеда и психолога.

· Совместно с музыкальным руководителем проведение праздничных мероприятий.

· Подготовка видео и фотоматериала, для НОД и для работы с родителями

· Участие в конкурсе Региональный этап ХV Всероссийского детского экологического форума Зеленая планета в номинациях (с использованием ИКТ): «Эко-объектив» (кинорепортаж) и «Природа. Культура. Экология» (видеозапись выступления детей) (гиперссылка)

Работа с родителями

· «Круглый стол»: «Жизнь и приключения в детском саду» и «День книги»

· НОД с участием родителей (с использованием ИКТ)

· Проекты с участием родителей

Образовательный процесс

  • с детьми)

· Проведение НОД с использованием ИКТ

· Индивидуальные занятия (физ. минутки, гимнастики и т.д.)

· Для сопровождения праздника для детей или для контроля знаний и др.

На итоговом этапе

Совместно с родителями были созданы портфолио на каждого ребенка и портфолио группы. В портфолио ребенка записаны все его достижения и успехи, вклеены фотографии и рисунки на данное время. Папка с портфолио рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду.

Для обратной связи с родителями проводится работа на сайте группы (MAAAM.ru) и Одноклассниках, где выкладываются фотографии и видео детей в детском саду, публикуются материалы консультаций для родителей по отдельным вопросам, у родителей есть возможность задать вопрос и получить ответ на данном сайте.

Проведено традиционное родительское собрание (родительский вечер) «А у нас в садике» проводился с использованием ИКТ. На собрании подвелись итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год с использованием фоторепортажа и просмотра видеоматериала, определяются перспективы на будущее.

Подводя итоги проекта, хотелось бы напомнить, что:

 

Детский сад – это милые, добрые умные, веселые, шумные, замечательные дети.

Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, ради того. Чтобы они росли и развивались.
Детский сад – это сотрудники.

Самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, любящие детей.

Детский сад – это родители.

Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.
Детский сад – это семья.

Таким образом.

Активное и эффективное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Проект прошел апробацию - использовался воспитателями ДОУ и родителями наших воспитанников для домашнего ознакомления с деятельностью дошкольного учреждения, зарекомендовав себя как проект готовый к работе на любой площадке.

Материалы данной разработки могут быть использованы как для проведения НОД (непрерывная образовательная деятельность) в группе, так и в работе с родителями дома. Также возможно использование материалов разработки в качестве консультативного пособия в работе родителями и педагогами. Материал адресован педагогам, воспитателям и родителям.

Детский сад – это уникальная система, которая обеспечивает уход, присмотр, питание, воспитание и оздоровление. Ни одна система не выполняет столько функций одновременно.