Известно, что в младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
Нередко развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями. -
Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой — стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.
Развивающая игра — это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена.
Важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.
Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре и имеет, важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.
Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т. д.
Выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Кроме того, при выборе игры нельзя ограничиваться только ее предметным содержанием (доступность знаний и умений), требуется еще и предварительный анализ характера игры.
При описании каждой игры даются приемы ее проведения в первый раз и характер ее повторений в тот же день. В советах воспитателю указывается, как проводить эту игру повторно и как, учитывая затруднения детей, осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу. В дальнейшем воспитатель может широко использовать свой педагогический опыт и варьировать приемы проведения игры.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации, или вид игры.
Рассмотрим четыре вида развивающих игр: игры- забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования.
Наиболее ярко развлекательное начало представлено в играх- забавах. Они приносят ребенку радостные переживания, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий.
Вторым видом игр, в которых также преобладает развлекательное начало, являются игры с ролью. Психологические исследования показали, что ребенок, действуя в соответствии с ролью, полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами.
В играх-забавах и играх с ролью обучающая задача является лишь условием реализации игрового замысла. В следующем виде игр — играх-задачах она составляет саму суть игры, ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности.
Четвертый вид игр — это соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако, как показывают психолого-педагогические исследования, этот мотив еще недостаточно развит у детей трех-четырех лет.
Перечисленные виды игр не только опираются на интересы младших дошкольников, но и развивают их. Веселые игры-забавы сменяются ролевыми играми, которые, в свою очередь, подводят ребенка к участию в играх-задачах, что является подготовкой к будущей учебной деятельности.
Развивающие игры
Игры систематизированы в разделы по обучающим задачам. В каждом разделе они представлены в последовательности, продиктованной закономерностями развития ребенка. Выбор самих разделов также не случаен. Мы учитывали воспитательное значение каждой группы задач как важное условие достижения педагогических целей.
1. ИГРЫ, СБЛИЖАЮЩИЕ МАЛЫШЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ И С ВОСПИТАТЕЛЕМ
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений.
Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей.
2. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
В этом разделе содержатсяигры которые создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры побуждают малыша к доброжелательным отношениям с окружающими взрослыми и сверстниками.
Выполняя по очереди разные привлекательные действия и наблюдая за другими, дети учатся оценивать их, замечать ошибки сверстников. На этой основе возникает умение оценивать и свои действия.
3. ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Общая цель этих игр — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными, значимыми, говорящими о чем-то важном. Большинство игр имеет характер загадок, в которых дети по звуку отгадывают его источник.
Для успешного развития детского слуха очень важно проводить эти игры систематически, повторяя их изо дня в день.
4. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА
Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Данные игры помогут научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Эти игры содержат два типа обучающих задач: 1. Задачи на целенаправленное различение цветовых тонов. 2. Задачи на правильное называние цветов.
5. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
Предлагаемые в этом разделе игры направлены на ознакомление детей,прежде всего с формой окружающих предметов — объемных и плоскостных. Параллельно, в соответствии с программой детского сада, дошкольники осваивают простые геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Кроме того, предлагаемые игры помогут им увидеть различия между некоторыми объемными телами (шар, куб, призма).
6. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ КАЧЕСТВ ВЕЛИЧИНЫ
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение воспринимать величину предметов путем сравнения их по длине, ширине, высоте. Ведь именно в эти годы у ребенка пробуждается интерес к предметному окружению, стремление активно действовать с предметами и управлять ими.
Целью проведения всех этих игр в младшей группе является выделение величины как значимого признака предмета и развитие способности устанавливать ярко выраженные различия в высоте, длине и ширине.
7. ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВНИМАНИЕ
Характерным для этих игр является наличие текста (как правило, стихотворного), который направляет внимание детей, напоминает им правила и те условия их выполнения, которые связаны с управлением своим вниманием.
Воспитатель является не только организатором и руководителем, но и непосредственным участником игры. Это необходимо для того, чтобы дети, подражая взрослому, постепенно овладевали игровыми действиями и подготавливались к самостоятельному их выполнению.
8. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами, и формирование речевого мышления. Все эти направления представлены в играх данного раздела.
Игры, представленные в данном разделе, обеспечивает органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует познавательному развитию ребенка.
9. ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ПАМЯТЬ
Игры, предлагаемые в этом разделе, содержат необходимые условия, способствующие развитию целенаправленной памяти ребенка.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Здесь важны и эмоциональное общение с детьми, и вовлеченность воспитателя в сюжет игры, и четкая, понятная детям формулировка обучающей задачи, и постоянная активизация умственной деятельности ребенка. Только при этих условиях предлагаемые игры будут способствовать развитию памяти детей.
К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные возможности, чем сложившуюся готовность реализовать умения в своей деятельности. Задача воспитания заключается как раз в том, чтобы, опираясь на эти потенциальные возможности, продвинуть вперед сознание малыша, положить начало полноценной внутренней жизни.
Как же решить эту задачу в условиях общественного дошкольного воспитания?
Пытаясь ответить на этот вопрос, остановимся на некоторых принципиальных положениях, лежащих в основе предложенной системы игр.
Прежде всего, все описанные игры представляют собой совместную деятельность детей с взрослым. Именно взрослый вносит в жизнь детей эти игры, знакомит с их содержанием.
Он вызывает у детей интерес к игре, побуждает их к активным действиям, без которых игра невозможна, является образцом выполнения игровых действий, руководителем игры — организует игровое пространство, знакомит с игровым материалом, следит за выполнением правил.