Сайт воспитателя Полянской Светланы Александровны  

Среда, 08.05.2024, 01:45
Приветствую Вас, Гость

«Поддержка и помощь семье в вопросах эмоционального благополучия и развития ребенка дошкольного возраста»

Л.Н. Выготский писал, что семья является важным элементом социализации развития и воспитания в семье. Социализация происходит наиболее активно и безболезненно, основной ее механизм воспитание. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Здесь могут оказать помощь специалисты – педагоги дошкольных учреждений.

«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботится об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружении их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада. Необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила»

Н.К. Крупская

По мнению американского врача-психотерапевта Элизабет Кюблер-Росс, здоровье человека можно представить в виде круга, состоящих из 4 квадратов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Психический, или эмоциональный, составляющий компонент здоровья не менее важен, чем физический.

Закон об образовании гласит: родители являются первыми педагогами; они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Это говорит о том, что первостепенную роль в формировании общения играет семья, стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку. Особенности восприятия родителей ребенком и способы поведения с ними обуславливают усвоение детьми основных правил и норм поведения, вырабатывают их позицию по отношению к миру и самому себе.

Обращаясь к ФГОС

  • В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования (раздел I, п. 1.4., пп. 5).
  • Одной из целей, на достижение которых направлен ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (раздел I, п. 1.6., пп. 9).
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (раздел I, п. 1.7., пп. 6).
  • Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в содержательном разделе данного документы должны быть представлены, наряду с прочими, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (раздел II, п. 2.11.2.).

Современное общество предъявляет очень высокие требования педагогам. Ежедневно педагог должен увлекать, развивать, быть другом, организовывать, заинтересовывать, быть примером для своих воспитанников и в чем-то для их родителей. Говорят, тяжело в учении – легко в бою, но это не всегда так. Можно написать конспекты, рефераты, сдать все экзамены на отлично; но когда впервые видишь родителей, которые привели к тебе ребенка первый раз в детский сад в группу и с которыми тебе предстоит работать, понимаешь, что настоящие трудности ещё впереди. Теперь оценивать твою работу будут не преподаватели – коллеги – а маленькие дети и их родители, а это гораздо более требовательная публика.

В нашем детском саду одной из главных целей образовательного процесса является формирование единого сообщества: родители – дети – педагоги.

  • как я работаю воспитателем в группе с детьми раннего дошкольного возраста (2-х – 3 лет) особое значение в организации непрерывного образовательного процесса имеет взаимодействие с семьями воспитанников. Разрабатывается единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Совместно с психологом и методистом изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы, что обеспечивает правильное планирование, необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. Работая с семьей, воспитатель предлагает родителям узнать своего ребенка, всесторонне его развивать, целенаправленно и систематически воспитывать его эмоции и чувства.

Совместно с психологом ведется работа по адаптации воспитанников, для этого были разработаны соответствующий пакет документов.

Для родителей:

- папка-передвижка «Готовим малыша в детский сад», где подобраны ответы на вопросы: как обеспечить привыкание ребенка к новым условиям; даны практические рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;

- информационные листы-памятки с кратким материалом "Адаптация. Что это такое?" и "Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду", которые родители могут взять с собой.

Многие думают, что работа воспитателя группы раннего возраста лишена творчества – но это не так. Я глубоко убеждена в том, что базой, основой для всех последующих образовательных приобретений и возрастных новообразований является общий уровень сенсорного развития при переходе от раннего к дошкольному возрасту. Работая в группе с малышами, в равной степени ведется и работа с родителями, так как родители еще не совсем готовы отдать ребенка в детский сад. Отсюда недоверие к воспитателям, что влияет на эмоциональное благополучие детей. Поэтому во время адаптации ведется двойная работа с детьми и с родителями для полноценного развития ребенка и эмоционального благополучия.

Характер этого сотрудничества соответствует определенным требованиям. Прежде всего, совместные усилия родителей и педагогов по воспитанию ребенка включают их взаимное уважение, внимательность и тактичное отношение друг к другу. В взаимное уважение входит и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемые той и другой стороной меры отвечают интересам ребенка.

Систематически провожу работу по ознакомлению родителей с организацией воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Вовлекаю семьи в единое образовательное пространство. Способствую реализации единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду. Практикую проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме.

Провожу мастер–классы с родителями «Жизнь и приключения в детском саду» (с использованием ИКТ) с целью ознакомления родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. В ходе мастер-класса предлагается поиграть в «Детский садик», родителям девочек «прикрепляют» розовые бантики, а родителям мальчиков – голубые, дальше родители «проживают» день в детском саду. Завершается мероприятие раздачей буклетов – памяток для родителей, обменом мнениями, впечатлениями.

Традиционное родительское собрание (родительский вечер) «А у нас в садике» проводится с использованием ИКТ. На собрании подводятся итоги совместной деятельности воспитателя и родителей за прошедший год с использованием фоторепортажа и просмотра видеоматериала, определяются перспективы на будущее.

В рамках проекта «Книги для малышей» разработаны консультации для родителей «С какими книгами лучше дружить дошколятам». Проводятся родительские собрания в форме «Круглого стола» на тему «День детской книги» (с использованием ИКТ), который включает в себя: занятие с родителями «Умные книжки для умной малышки», видео фрагменты из деятельности детей.

Приглашаю родителей для участия в открытых просмотрах нерерывной образовательной деятельности для педагогов детского сада. Провожу анкетирование родителей по разным вопросам, приобщаю их к проектной деятельности, провожу педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации, использую наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями (видеофрагменты организации различных видов деятельности, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Для обратной связи с родителями проводится работа на сайте группы (MAAAM.ru), где выкладываются фотографии детей в детском саду, публикуются материалы консультаций для родителей по отдельным вопросам, у родителей есть возможность задать вопрос и получить ответ на данном сайте.

Таким образом, задача воспитателя — во всех формах работы с родителями раскрыть перед ними важнейшие стороны психического развития на каждой возрастной ступени дошкольного детства и соответствующие приемы воспитания.

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Приоритетная роль семьи в воспитании и развитии ребёнка заключается в том, что родители выступают для него «эмоциональным тылом», «обеспечивая базисную потребность в психологическом контакте и безусловном принятии» (А.Д. Кошелева). Поэтому с такой позиции взаимодействие педагога с родителями должно быть направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных родительски -детских отношений. Поэтому содержание взаимодействия детского сада с семьей не должно дублировать формы и методы общественного воспитания, оно должно отражать специфику «вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника» (Е.П. Арнаутова).

Главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка – искренняя заинтересованность в успехе, а так же единство взглядов значимых взрослых – родителей, воспитателе, специалистов детского сада.