“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.”
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.
Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».
Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- Использовать систему игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада.
- Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
- Применять различные технологии организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми и во
взаимодействии детей друг с другом;
- Создать условия для развития детской самостоятельности и полноценного общения детей и педагогов;
- Оценить эффективность использования социально- ориентированных игр в педагогическом процессе.
Вид проекта:
информационно- практико-ориентированный, игровой
Сроки реализации проекта:
сентябрь -ноябрь
Участники проекта: дети группы «Солнышко», родители, воспитатель.
Ожидаемые результаты: разработанная система игр и игровых упражнений
будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Цель занятий:
· преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;
· создание положительного эмоционального климата в детском коллективе;
· снятие эмоционального и мышечного напряжения;
· развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
· развитие восприятия;
· активизация речевых процессов;
· развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам;
· развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
· развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко):
- Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
- Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т.д.);
- Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
- Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;
- Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.
Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.
Направления работы |
||
С детьми |
родителями |
воспитателями |
Сопровождение режимных моментов. Наблюдение за ходом адаптации. Проведение адаптационных игр. Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказко-терапия; арт-терапия; игры с водой, игры с тестом, песочная терапия. Оформление листов адаптации.
|
Консультативный пункт - диагностика, консультации. Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ. Групповое консультирование по теме адаптации. Консультации по темам: «Игры и игрушки» в жизни ребенка. Практикум по теме: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду». Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте. Информационный материал в родительский уголок. |
Групповая консультация по теме: «Адаптация к детскому саду». Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период. Отчет воспитательной работы на методическом объединении о проведенной адаптации. |
- Организационный - этап накопление знаний.
Изучение методической литературы по данному вопросу.
- Разработка плана фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
- Создание совместно с родителями картотек игр и атрибутов для игр
Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом выполнения игровых действий и движений. Держась свободно, артистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, весельем.
Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента
Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.
давая возможности побыть самим собой.
Тип темперамента |
Название игр |
1 |
2 |
холерик |
Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы |
сангвиник |
Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком |
флегматик |
Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок |
меланхолик |
Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки») |
2 . этап Практический – основной
Социально- ориентированные игры распределяются по пяти группам:
1.Социально-ориентированные игры для рабочего настроя;
«Доброе животное- Мы вместе», «Давай поиграем», «Солнышко и дождик»( «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»)
Задачи:
- слуховое восприятие, умение слышать друг друга;
- внимание;
- умение сотрудничать, достигать желаемого результата;
- умение слушать, организованность;
- внимание, сосредоточенность.
2. Игры для социоигрового приобщения к делу;
«Паровозик», «Бабочка»
Задача:
- Социоигровые приёиы обучения дошкольников позволяют раскрыть индивидуальны возможности детей.
3. Игры для разминки-разрядки;
«У жирафа пятнышки…» , «Улыбнись»
Задачи:
-Формировать доверительные отношения между детьми.
-Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
-Формировать доверительные отношения, развивать умение координировать свои усилия с действиями остальных участников.
4. Игры для творческого самоутверждения;
«Разрезные открытки- найди братика(сестричку)», «Деление на команды», «Пятнышки»
Задачи:
-Привлекать внимание к теме, поддерживать интерес к ней.
-Координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнёрские отношения в коллективе.
-Формировать представления ребёнка о возможностях своих и сверстников.
5. Вольные игры на прогулке.
Взрослый включается в совместную деятельность наравне с детьми.
- Дети добровольно присоединяются к деятельности по своему желанию.
- Во время занятий дети свободно перемещаются в помещении.
- Каждый ребенок на занятии работает в своем темпе.
Заключительный этап
« Создание условий для развития детской самостоятельности и полноценного общения детей и воспитателей, оценка эффективности использования социально-ориентированных игр в педагогическом процессе»
Проведение итогового занятия
Модель развития творческого потенциала детей родителями
Таким образом
В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).