Сайт воспитателя Полянской Светланы Александровны  

Среда, 08.05.2024, 06:25
Приветствую Вас, Гость

“Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.”

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Адаптация ребенка к новым для него условиям среды - тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу.

Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок».

Цель: с помощью игры и игровых упражнений помочь ребенку в адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
  2. Использовать систему игр и игровых упражнений, облегчающих адаптацию детей к условиям детского сада.
  3. Подобрать игровой наглядно – дидактический материал для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
  4. Применять различные технологии организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми и во

взаимодействии детей друг с другом;

  1. Создать условия для развития детской самостоятельности и полноценного общения детей и педагогов;
  2. Оценить эффективность использования социально- ориентированных игр в педагогическом процессе.

Вид проекта:

информационно- практико-ориентированный, игровой
Сроки реализации проекта:

сентябрь -ноябрь
Участники проекта:
дети группы «Солнышко», родители, воспитатель.

Ожидаемые результаты: разработанная система игр и игровых упражнений

будет способствовать преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Цель занятий:

· преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации;

· создание положительного эмоционального климата в детском коллективе;

· снятие эмоционального и мышечного напряжения;

· развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

· развитие восприятия;

· активизация речевых процессов;

· развитие произвольности поведения, умения подчиняться правилам;

· развитие навыков общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками;

· развитие игровых навыков, переход от игры «рядом» к игре «вместе».

Социально-ориентированные игры-упражнения распределяются по пяти группам (В.М.Букатов, А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко):

  1. Для рабочего настроя – пробуждают у детей интерес друг к другу и одновременно повышают мышечную мобилизованность участников; они вводятся в ходе какой-то совместной деятельности для ликвидации споров, негативных моментов, враждебности;
  2. Для социоигрового приобщения к делу – нагружаются материалом, обычно воспринимаемым в качестве учебного (например, ассоциации, счёт и т.д.);
  3. Для разминки-разрядки – помогают воспитателю в неуправляемых ситуациях, при переключении с одного вида деятельности на другой;
  4. Для творческого самоутверждения – оказывают мощный стимул для развития индивидуальности каждого ребёнка;
  5. Вольные игры (на прогулке) – их выполнение требует достаточного простора и свободы передвижений.

Такая классификация достаточно условна, но она позволяет изменить отношение воспитателей к игре как виду социальной активности ребёнка.

Направления работы

С детьми

родителями

воспитателями

Сопровождение режимных моментов.

Наблюдение за ходом адаптации.

Проведение адаптационных игр.

Индивидуальные занятия с детьми с тяжелой адаптацией: сказко-терапия; арт-терапия; игры с водой, игры с тестом, песочная терапия.

Оформление листов адаптации.

 

Консультативный пункт - диагностика, консультации.

Анкетирование родителей на предмет готовности ребенка к поступлению в ДОУ.

Групповое консультирование по теме адаптации.

Консультации по темам: «Игры и игрушки» в жизни ребенка.

Практикум по теме: «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Индивидуальные консультации воспитателей и педагогов по проблеме адаптации и особенностям психического развития в дошкольном возрасте.

Информационный материал в родительский уголок.

Групповая консультация по теме: «Адаптация к детскому саду».

Оформление рекомендаций по работе с детьми в адаптационный период.

Отчет воспитательной работы на методическом объединении о проведенной адаптации.

 

  1. Организационный - этап накопление знаний.

Изучение методической литературы по данному вопросу.

  • Разработка плана фронтальной и индивидуальной работы с детьми и родителями.
  • Создание совместно с родителями картотек игр и атрибутов для игр

Особенность всех предлагаемых игр состоит в том, что в них центром притяжения является взрослый — он не только вносит новую игру в жизнь детей, но и служит для них образцом вы­полнения игровых действий и движений. Держась свободно, ар­тистично, взрослый заражает ребят своей увлеченностью, ве­сельем.

Игры для детей раннего возраста различных типов темперамента

Как показали научные исследования, одним из важных факторов, облегчающих адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома тоже), не давая возможности побыть самим собой.

давая возможности побыть самим собой.

Тип темперамента

Название игр

1

2

холерик

Подвижные игры, игры с кеглями, игра в мяч, ритмичные танцы

сангвиник

Веселые подвижные игры, танцы под музыку, хороводы, игры с водой и песком

флегматик

Игры-эксперименты, пазлы, конструкторы, мозаика, рассматривание иллюстраций и раскрашивание картинок

меланхолик

Конструкторы, настольные игры, игры с водой, экспериментирование с красками, игры-потешки («Сорока-ворона», «ладушки»)

2 . этап Практический – основной

Социально- ориентированные игры распределяются по пяти группам:

1.Социально-ориентированные игры для рабочего настроя;

«Доброе животное- Мы вместе», «Давай поиграем», «Солнышко и дождик»( «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»)

Задачи:

- слуховое восприятие, умение слышать друг друга;

- внимание;

- умение сотрудничать, достигать желаемого результата;

- умение слушать, организованность;

- внимание, сосредоточенность.

2. Игры для социоигрового приобщения к делу;

«Паровозик», «Бабочка»

Задача:

- Социоигровые приёиы обучения дошкольников позволяют раскрыть индивидуальны возможности детей.

3. Игры для разминки-разрядки;

«У жирафа пятнышки…» , «Улыбнись»

Задачи:

-Формировать доверительные отношения между детьми.

-Развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

-Формировать доверительные отношения, развивать умение координировать свои усилия с действиями остальных участников.

4. Игры для творческого самоутверждения;

«Разрезные открытки- найди братика(сестричку)», «Деление на команды», «Пятнышки»

Задачи:

-Привлекать внимание к теме, поддерживать интерес к ней.

-Координировать индивидуальные действия, развивать умение устанавливать партнёрские отношения в коллективе.

-Формировать представления ребёнка о возможностях своих и сверстников.

5. Вольные игры на прогулке.

Взрослый включается в совместную деятельность наравне с детьми.

  1. Дети добровольно присоединяются к деятельности по своему желанию.

 

  1. Во время занятий дети свободно перемещаются в помещении.
  2. Каждый ребенок на занятии работает в своем темпе.

 

Заключительный этап

« Создание условий для развития детской самостоятельности и полноценного общения детей и воспитателей, оценка эффективности использования социально-ориентированных игр в педагогическом процессе»

Проведение итогового занятия

Модель развития творческого потенциала детей родителями

Таким образом

В возрасте 2-3 лет дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки – «мокриться»).